Программа вступительных испытаний

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В АСПИРАНТУРУ

Прием в аспирантуру проводится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (далее – ВИ) и индивидуальных достижений. Конкретные даты начала и завершения ВИ уточняются организацией на каждый год отдельно.

Вступительные испытания проводятся в объеме требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО) по программам специалитета (магистратуры) соответствующей специальности.

Перечень ВИ, шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение ВИ для каждого ВИ устанавливаются организацией самостоятельно.

Расписание и перечень ВИ утверждается председателем приемной комиссии и доводится до сведения поступающих не позднее, чем за 14 рабочих дней до начала ВИ.

Расписание ВИ содержит информацию о наименовании, дате, времени, месте и условиях проведения ВИ; дате объявления результатов ВИ; дате подачи апелляционного заявления.

Для каждой группы поступающих проводится 1 ВИ в 1 день. По желанию поступающего ему может быть предоставлена возможность сдавать более 1 ВИ в 1 день (при наличии такой возможности у организации).

Вступительные испытания в ФГБУ «ГВКГ им. Н.Н.Бурденко» Минобороны России проводятся только в очной форме. Дистанционные вступительные испытания не предусмотрены.

Вместе с документами, необходимыми для поступления, претендент обязательно предоставляет реферат на тему будущего исследования.

В письменной форме проводится тестирование поступающего и в устной форме проводится собеседование по темам ВИ согласно расписанию.  

Представляемый поступающим в аспирантуру реферат по специальности выполняется по теме, заданной (согласованной) предполагаемым научным руководителем в соответствии с направлением подготовки в аспирантуре. Структура реферата:

  • титульный лист;
  • содержание (оглавление);
  • введение (актуальность темы);
  • разделы и подразделы, включая предмет, цели и задачи собственного исследования, его научно-практическую ценность;
  • список цитируемой литературы.

Представляемый реферат относится к оцениваемой категории индивидуальных достижений, наряду с научными публикациями (при наличии), подтвержденным участием в научных конференциях (при наличии), оцениваемых в совокупности по 100-балльной шкале, исходя из следующих критериев:

Оценка «отлично» (95-100 баллов): глубокое знание проблематики, связанной с клиническим предметом будущего научного исследования, смежными аспектами и дисциплинами, методологией будущего исследования, его актуальностью и ожидаемыми результатами.

Оценка «хорошо» (90-95 баллов): достаточное знание проблематики, связанной с клиническим предметом будущего научного исследования, смежными аспектами и дисциплинами, методологией будущего исследования, его актуальностью и ожидаемыми результатами.

Ответ «удовлетворительно» (80-90 баллов): частичное знание проблематики, связанной с клиническим предметом будущего научного исследования, смежными аспектами и дисциплинами, методологией будущего исследования, его актуальностью и ожидаемыми результатами.

Ответ «неудовлетворительно» (менее 80 баллов): отсутствие знания проблематики, связанной с клиническим предметом будущего научного исследования, смежными аспектами и дисциплинами, методологией будущего исследования, его актуальностью и ожидаемыми результатами.

Минимальный проходной балл – 80.

Тестирование проводится по программе для поступающих на обучение с использованием 100 тестовых заданий из Фонда оценочных средств, формируемых приемной комиссией по темам ВИ.

На решение тестовых заданий отводится 100 минут.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 80 баллов (1 правильный ответ – 1 балл – 1 %).

Во время проведения тестирования его участникам и лицам, привлекаемым к его проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Поступающий имеет право ознакомится со своей работой в день объявления результатов или в течение следующего дня.

Минимальный проходной балл – 80. 

При устном собеседовании претенденты в присутствии экзаменационной комиссии берут билет с 3-мя вопросами по темам ВИ:

1) внутренние болезни

2) история и философия науки;

3) иностранный язык.

Уровень знаний определяется оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Ответ «отлично» (5 баллов): три полных ответа – 90-100% правильных ответов.

Ответ «хорошо» (4 балла): два полных и один неполный ответ – 70-89% правильных ответов.

Ответ «удовлетворительно» (3 балла): один полный и два неполных ответа – 50-69% правильных ответов.

«Неудовлетворительно» (0-2 балла): три неполных ответа – менее 50% правильных ответов.

Успешное прохождение подтверждают оценки «отлично» и «хорошо».

Во время проведения устной части экзамена (собеседования) его участникам и лицам, привлекаемым к его проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Минимальный проходной балл – 70. 

Вступительный балл определяется суммой результатов ВИ и индивидуальных достижений. Минимальный вступительный балл – 230 баллов.

Поступающие, не явившиеся на ВИ по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ВИ в группах или индивидуально в период проведения ВИ или в резервные дни.

Повторно допущенные к тестированию, но не прошедшие ВИ выбывают из конкурса. Организация возвращает документы указанным лицам.

При несоблюдении порядка проведения ВИ, утвержденного ФГБУ
«ГВКГ им. Н.Н.Бурденко» Минобороны России, члены экзаменационной комиссии, проводящие ВИ, вправе удалить поступающего с места проведения ВИ с составлением акта об удалении с испытания.

Поступающие удаленные с ВИ без уважительной причины выбывают из конкурсного отбора. Организация возвращает документы указанным лицам.

Результаты ВИ формируются в отдельный протокол, который подписывается председателем и членами экзаменационной комиссии, участвовавшими в проведении ВИ, утверждается начальником ФГБУ «ГВКГ им. Н.Н.Бурденко» Минобороны России, хранится в личном деле поступающего.

Окончательные результаты ВИ объявляются на официальном сайте и на информационном стенде не позднее 3-х рабочих дней со дня проведения последнего этапа ВИ.

Поступающие имеют право подать апелляцию, требования к которой изложены в отдельном Положении.

ФГБУ «ГВКГ им. Н.Н.Бурденко» Минобороны России обеспечивает проведение ВИ для поступающих лиц с ограниченными возможностями. Созданы материально-технические условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ в аудитории лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пандусы, расширенные дверные проемы, расположение аудитории на первом этаже).

При сдаче ВИ в устной и письменной форме число лиц с ограниченными возможностями не превышает 6 человек.

Члены приемной комиссии могу оказать поступающим необходимую техническую помощь. Лица с ограниченными возможностями могут пользоваться необходимыми им техническими средствами. Продолжительность ВИ для этих лиц не более 1,5 часа.

ТЕМЫ ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В АСПИРАНТУРУ.

Тема 1. Внутренние болезни.

  1. Вклад отечественных ученых в разработку различных областей внутренней медицины.

2.    Деонтология и медицинская этика врача.

3.    Профилактическая направленность современной медицины.

4.    Использование современных технологий в разработке новых диагностических и лечебных методов.

5.    Организация терапевтической помощи населению, особенности стационарной и амбулаторной помощи.

6.    Основы медико-социальной экспертизы, вопросы управления, экономики и планирования терапевтической службы, понятие о страховой медицине, ее особенностях в Российской Федерации и значение в работе терапевтических подразделений.

7.    Медицинская классификация болезней, МКБ-10, медицинские экономические стандарты Российской Федерации.

8.    Острые бронхиты и трахеобронхиты.

9.    Хронический не обструктивный бронхит. Хронические обструктивные болезни легких. Бронхоэктатическая болезнь.

10.   Пневмония. Абсцесс и гангрена легких.

11.   Дыхательная недостаточность (острая и хроническая): типы, стадии.

12.   Легочное сердце.

13.   Бронхиальная астма.

14.   Пневмокониозы (силикоз, силикатозы, бериллиоз, смешанные).

15.   Рак легких.

16.   Плевриты сухие и экссудативные. Опухоли плевры.

17.   Пневмоторакс (спонтанный и травматический). Инфаркт легких. Легочное кровотечение и кровохарканье.

18.   Диффузные заболевания легких (саркоидоз, альвеолит, эозинофильная пневмония, синдром Гудпасчера).

19.   Гипертоническая болезнь. Характеристика стадий и степеней. Гипертонические кризы. Осложнения и прогноз гипертонической болезни. Артериальная гипертония. Медикаментозное и не медикаментозное лечение.

20.   Ишемическая болезнь сердца. Факторы риска. Методы выявления атеросклероза. Стенокардия: определение, классификация, клиническая и электрокардиографическая диагностика, пробы с дозированной физической нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ и артериального давления, коронарография, лечение.

21.   Острый коронарный синдром. Острый инфаркт миокарда: клинические варианты, стадии, классификации, осложнения. Кардиогенный шок. Острая левожелудочковая недостаточность .Сердечная астма и отёк легких. Острые нарушения сердечного ритма и проводимости. Аневризма сердца (острая и хроническая). Простеночный тромбоэндокардит. Тромбоэмболии. Разрыв сердца. Фибрилляция желудочков. Синдром Дресслера. Рецидивирующие и повторные инфаркты миокарда. Купирование болевого кардиального синдрома при инфаркте миокарда. Антикоагулянтная и фибринолитическая терапия. Методы ограничения зоны некроза миокарда. Неотложная помощь при осложнениях. Мониторное наблюдение. Методы реанимации. Особенности терапии на до госпитальном этапе. Медицинская реабилитация. Постинфарктный кардиосклероз.

22.   Атеросклероз аорты, сосудов мозга и нижних конечностей.

23.   Хроническая застойная сердечная недостаточность. Классификации. Методы исследования глобальной и регионарной систолической и диастолической функции миокарда, центральной гемодинамики. Лечение сердечной недостаточности.

24.   Нарушения ритма сердца и проводимости. Синусовая брадикардия, тахикардия и аритмия. Экстрасистолия. Мерцание и трепетание предсердий. Блокады проводящей системы сердца. Фибрилляция желудочков. Медикаментозная терапия. Электрическая дефибрилляция. Искусственные водители ритма сердца.

25.   Ревматизм. Классификация. Диагностика. Определение степени активности. Ревматический полиартрит. Хроническая ревматическая болезнь сердца.

26.   Септический эндокардит. Основные клинические синдромы.

27.   Врожденные пороки сердца. Дефект межпредсердной и межжелудочковой перегородок. Не заращение артериального протока. Коарктация аорты. Триада и тетрада Фалло. Комплекс Эйзенменгера.

28.   Пролапс митрального клапана.

29.   Диагностическое значение Эхо КГ и допплер-Эхо КГ, рентгенологического и электрокардиографического исследований. Зондирование сердца и крупных сосудов. Ангиография.

30.   Кардиомиопатии. Миокардит.

31.   Аневризма аорты.

32.   Острые перикардиты (сухие и экссудативные). Хронические констриктивные перикардиты.

33.   Болезни пищевода. Злокачественные и доброкачественные опухоли пищевода.

34.   Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.

35.   Методы исследования функции и диагностика заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки.

36.   Острый гастрит. Хронический гастрит. Классификация, этиология и патогенез, клиника, лечение.

37.   Острые и хронические эрозии желудка и двенадцатиперстной кишки.

38.   Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки: эпидемиология, этиология, патогенез, классификация, осложнения. Методы диагностики инфицирования Helicobacterpylori и эффективности эрадикационной терапии. Постгастрорезекционные расстройства. Симптоматические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

39.   Доброкачественные и злокачественные опухоли желудка.

40.   Методы диагностики заболеваний печени и желчевыводящих путей.

41.   Аномалии желчного пузыря. Функциональные расстройства билиарного тракта.

42.   Холецистит (острый и хронический). Желчекаменная болезнь. Постхолецистэктомический синдром.

43.   Опухоли билиарной системы, доброкачественные и злокачественные.

44.   Гепатиты (острые и хронические): эпидемиология, этиология, классификация, лечение, интерферонотерапия, показания и противопоказания.

45.   Цирроз печени: эпидемиология, этиология, классификация, морфологические изменения, диагностика различных форм, принципы лечения, исходы заболевания, осложнения. Фульминантная печеночная недостаточность. Печеночная кома. Скрытая печеночная энцефалопатия. Портальная гипертензия.

46.   Пигментные гепатозы (синдром Жильбера, синдром Криглера–Найяра, синдром Дабина–Джонсона и Ротора), порфирии, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Вильсона–Коновалова. Болезни накопления, жировой гепатоз, гемохроматоз, гепатоцеребральная дистрофия, амилоидоз печени.

47.   Доброкачественные и злокачественные опухоли печени.

48.   Острые и хронические панкреатиты: классификация, лечение.

49.   Доброкачественные и злокачественные опухоли поджелудочной железы.

50.   Синдром раздраженного кишечника. Дисбактериоз кишечника.

51.   Доброкачественные и злокачественные опухоли кишечника.

52.   Хронический энтерит. Энтеропатии. Синдром малдигестии и малабсорбции.

53.   Недифференцированный колит. Неспецифический язвенный колит. Болезнь Крона.

54.   Острый гломерулонефрит.

55.   Хронический гломерулонефрит.

56.   Амилоидоз почек.

57.   Нефротический синдром.

58.   Острый и хронический пиелонефрит. Мочекаменная болезнь.

59.   Нефропатия беременных.

60.   Заболевания крупных сосудов почек.

61.   Опухоли почек.

62.   Острые инфекционно-токсические поражения почек. Синдром сдавления. Острая почечная недостаточность. Консервативное лечение. Методы гемодиализа.

63.   Хроническая почечная недостаточность.

64.   Анемии. Классификации. В12-фолиеводефицитная анемия. Болезнь Аддисона–Бирмера. Гипо- и апластическая анемии. Токсические анемии при лучевой болезни и карциноматозе. Агранулоцитоз. Гемолитические анемии. Врожденные эритроцитопатии.

65.   Гемоглобинопатии. Энзимодефицитные гемолитические анемии. Гемоглобинурии (холодовая, маршевая). Приобретенная аутоиммунная анемия. Гемолитические кризы.

66.   Острые лейкозы.

67.   Хронические лейкозы. Остеомиелосклероз. Остеомиелофиброз.

68.   Эритремия и эритроцитозы (первичные и вторичные).

69.   Миеломная болезнь. Макроглобулинемия Вальденстрема.

70.   Лимфогрануломатоз. Лимфосаркома. Саркоидоз (Бенье–Бека–Шаумана).

71.   Геморрагические диатезы.

72.   Свертывающая/антисвертывающая системы крови. Лабораторные и инструментальные методы исследования гемокоагуляции. Тромбоцитопеническая пурпура. Гемофилии. Симптоматические тромбоцитопении. Фибринопенические и фибринолитические кровотечения. Геморрагический васкулит.

73.   Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания.

74.   Диффузный токсический зоб. Методы определения функции щитовидной железы и степени тяжести тиреотоксикоза. Тиреотоксическое сердце. Тиреотоксическая кома. Медикаментозное, лучевое, хирургическое лечение. Узловой/многоузловой зоб.

75.   Аутоиммунный тиреоидит.

76.   Гипотиреоз.

77.   Гипер- и гипопаратиреоз.

78.   Сахарный диабет. Классификации. Методы диагностики. Принципы лечения сахарного диабета 1 и 2 типа. Осложнения. Кетоацидотическая, гиперосмолярная, гипогликемическая комы. Макро- и микроангиопатии.

79.   Акромегалия. Несахарный диабет.

80.   Острая и хроническая недостаточность коры надпочечников. Методы неотложной терапии.

81.   Болезнь и синдром Иценко-Кушинга. Лабораторные и инструментальные методы диагностики. Гипоталамический синдром.

82.   Синдром Конна. Первичный и вторичный гиперальдостеронизм. Феохромоцитома. Функциональные пробы.

83.   Аллергические реакции немедленного и замедленного типов. Патофизиология и клинические проявления аллергических реакций.

84.   Лекарственная болезнь. Сывороточная болезнь.

85.   Анафилактический шок. Методы неотложной терапии.

86.   Коллагенозы. Системная красная волчанка. Системная склеродермия. Дерматомиозит. Узелковый периартериит.

87.   Ревматоидный артрит.

88.   Болезнь Бехтерева.

89.   Хронический деформирующий остеоартроз.

90.   Острая и хроническая лучевая болезнь: стадии, формы и степени тяжести. Изменения со стороны системы крови и других органов. Особенности лучевой болезни от наружного и внутреннего облучения. Специальные методы диагностики. Современные методы лечения.

91.   Острая и хроническая алкогольная интоксикация.

92.   Острая и хроническая наркотическая интоксикация.

93.   Отравления снотворными, концентрическими кислотами и щелочами, фосфороорганическими соединениями, грибами.

Тема 2. История и философии науки.

  1. Предмет и структура философии. Философия как теория и метод. Основные функции философии.
  2. Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения и их соотношение.
  3. Философия Древнего Востока: особенности и основные направления. Буддизм и его разновидности. Конфуцианство. Даосизм. Психосоматические идеи в древнекитайской медицине.
  4. Происхождение и своеобразие античной философии. Космоцентризм. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Эйдос, Логос, Душа, Mepa и др. Милетская школа. Учение пифагорейцев. Античная диалектика (Гераклит, апории Зенона). Софисты. Этический рационализм Сократа. Материализм Демокрита.
  5. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях. Человек в системе Платона. Теория припоминания. Концепция государства.
  6. Философия Аристотеля. Учение о первопричинах бытия, единство материи и формы, политические идеи и научное наследие.
  7. Эллинистическая философия. Скептицизм. Эпикур и его школа. Стоицизм.
  8. Философия в Древнем Риме.
  9. Основные черты средневековой схоластической философии: синтез христианского откровения и античной философии, идея творения, идея откровения, теоцентризм. Проблема соотношения веры и знания.
  10. Природа и человек в средневековой философии. Проблема души и тела. Свобода воли.
  11. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Томизм.
  12. Натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Проблема человека. Искусство и наука в философии Возрождения. Идеи Античности в культуре Возрождения.
  13. Философия XVII в.: естественно-научные предпосылки, формирование механистической картины мира и проблема метода в познании. Деизм.
  14. Философские взгляды Ф. Бэкона. Эмпиризм. «Новый органон» и разработка индуктивного метода в познании.
  15. Философия Р. Декарта. Дуализм, рационализм, «принцип сомнения», учение о дедуктивном методе.
  16. Основные идеи философии Просвещения конца XVII-XVIII в.: культ разума, критика религии, идея «общего блага», просветительская трактовка человека и государства.
  17. Французское Просвещение: особенности и основные представители(Д. Дидро, Ф. Вольтер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо).
  18. М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев как представители русского Просвещения XVIII в.
  19. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Общая характеристика: философия – «душа» культуры, роль человека в познании и истории, диалектические идеи.
  20. Теория познания и этическое учение И.Канта.
  21. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля.
  22. Антропологическая философия Л. Фейербаха: критика идеализма и религии, человек как природное существо, философия будущего.
  23. Иррациональная философия А. Шопенгауэра (1788-1860). Этика А. Шопенгауэра.
  24. Философия «переоценки всех ценностей» Ф. Ницше(1844-1900).
  25. Позитивизм (сущность, роль и специфика научного знания, проблема соотношения науки и философии).
  26. Основные идеи марксистской философии.
  27. Древнерусская философия XI-XVII вв.
  28. Славянофилы и западники в русской философии первой половины XIX в.
  29. Философия русской радикальной демократии 50-60-х годов XIX в. (Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев).
  30. Экзистенциальные и этические идеи в творчестве Ф.М. Достоевского и  Л.Н.Толстого.
  31. Русская философия конца XIX в. – первой половины XX в. (В.Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Лосев).
  32. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. Материалистический монизм И.М. Сеченова. Эмпирический рационализм Н.И. Пирогова. Эмпиризм И.И. Мечникова. И.П. Павлов – основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.
  33. Главные направления современной философской мысли второй половины XX в. – начала XXI в.
  34. Естественно-научные и философские основы «фрейдизма». Основные понятия психоанализа. Психоанализ в психологии, философии и культурологи.
  35. Основные направления в философии XX-XXI вв.(экзистенциализм, неотомизм, позитивизм).
  36. Философская категория бытия: понятия, основные формы и подходы в истории и философии.
  37. Философские и естественно-научные представления о материи. История и современность.
  38. Понятие движения: основные типы и формы. Движение и развитие, прогресс и регресс.
  39. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Социальное пространство и время как формы социального бытия. Техносфера и техногенез. Понятие ноосферы.
  40. Диалектика как общая теория взаимосвязи и развития. Основные категории, принципы и законы. Диалектика и синергетика.
  41. Принцип детерминизма и связи детерминации. Детерминизм и системный подход.
  42. Природа как объект философского осмысления. Философские образы природы. Природа и общество. Научные, социально-философские, этико-гуманистические проблемы экологии.
  43. Проблема антропосоциогенеза. Труд, речь, общение – основные факторы антропосоциогенеза. Человек как биосоциальное существо. Диалектика социального и биологического в природе человека.
  44. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
  45. Происхождение и сущность сознания. Сознание и психика. Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание и их соотношение.
  46. Общественное сознание: структура и формы,
  47. Специфика религиозного сознания, место религии в современной культуре.
  48. Познание как предмет философского анализа, природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Основные формы и уровни познания.
  49. Научное познание, специфика и структура. Понятие метода. Философский, общенаучный, конкретно-научный методы и их соотношение. Основные методы эмпирического и теоретического исследования.
  50. Теория истины. Классическое определение истины, проблема достоверности истины, понятие практики. Учение об истине в истории философии.
  51. Общие закономерности возникновения и развития науки. Характерные черты и многообразие форм научного познания. Взаимосвязь научных и технических революций. Наука и нравственность.
  52. Биомедицинская этика: философские, моральные и правовые аспекты.
  53. Общество как система. Типы, формы и функции государства.
  54. Понятие общественно-экономической формации в историко-материалистической модели социальной реальности.
  55. Сущность социальных отношений и их типология. Фундаментальные социальные отношения.
  56. Философия об основах социальной жизни человека (семья, государство, социоэтнические образования, классы).
  57. Социокультурные типы личности и способы их формирования. Проблема свободы и ответственности.
  58. Культура как предмет философского анализа.     
  59. Культура и цивилизация. Техногенный и традиционный типы цивилизации.
  60. Понятие образа жизни. Образ жизни и здоровье.

Тема 3. Иностранный язык.

Английский язык

Артикль как признак существительного. Формальные признаки существительного, множественное число существительных. Притяжательный падеж существительного. Местоимение. Неопределенные местоимения «some», «any», «nо» и их производные. Употребление степени сравнения прилагательных и наречий. Числительные (количественные и порядковые). Обороты«there is», «there are». Глаголы в Present, Past, Future Indefinite (Simple), Present, Past Perfect Continuous (Progressive). Действительный и страдательный залоги. Модальные глаголы. Различные функции глаголов «to be», «to have». Согласование времен. Косвенная речь. Употребление настоящего времени в значении будущего в придаточном обстоятельственном предложении. Употребление повелительного и сослагательного наклонений. Неличные формы глаголов Infinitive, Gerund, Participle. Функциональные разграничения омонимии, функции «оnе», сложных инфинитивных форм и их соотнесение с формами сказуемого, инфинитива в простой и перфектной формах после модальных глаголов. Структура простого, распространенного и сложного предложений. Сведения о бессоюзном придаточном предложении и условных предложениях изъявительного и сослагательного наклонений.

Немецкий язык

Определенный и неопределенный артикли. Простое распространенное предложение. Повествовательное, вопросительное и отрицательное предложения. Отрицания«kein», «nicht». Признаки личных форм глагола Presens, Imperfekt, Plusquamperfekt, FuturumIndikativ в активном и пассивном залогах. Глаголы с отделимыми и неотделимыми приставками. Возвратные глаголы. Модальные глаголы. Склонение и основные случаи употребления неопределенных и определенных артиклей. Местоимения: личное, указательное, притяжательное, вопросительное, неопределенно-личное местоимение «man», безличное местоимение «es». Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных и наречий. Предлоги, требующие Genitiv, Akkusativ, Dativ и Akkusativ. Числительные (количественные и порядковые). Склонение имен существительных. Существительное с определением (простым и распространенным), выраженным Partizip 1 с предшествующей частицей. Формальные признаки простых и сложных форм конъюнктива. Причастие и причастные обособленные обороты. Инфинитивные обороты, вводимые словами «um», «start», «ohne». Распространенное определение. Способы выражения модальности: lassen+Infinitiv+sein; haben+zu+Infinitiv.

Французский язык

Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях. Понятие об артиклях. Множественное число и женский род прилагательных. Степени сравнения прилагательных и наречий. Указательные и притяжательные прилагательные. Числительные. Приглагольные и самостоятельные местоимения; неопределенно-личное местоимение «on»; указательные местоимения «се», «cela», «ceci», «çа»; относительные местоимения «qui», «que», «dont»; вопросительные местоимения «qui», «que», «quoi». Глаголы в présent, passécomposé, futuresimple, futureimmédiat в действительном залоге. Непереходные глаголы в сложных временах с глаголом «être». Возвратные глаголы. Повелительное наклонение. Согласование времен. Прямая и косвенная речь. Futuredanslepassé. Конструкции «ilу а», «с’est». Наиболее употребительные предлоги.

Для полного понимания текста при чтении грамматический минимум предусматривает знание признаков и форм глаголов в présent, passécomposé, futuresimple, passésimple, imparfait в действительном и страдательном залогах. Сочетание глаголов «faire» и «laisser» с неопределенной формой другого глагола. «Conditionnelprésent» и «subjonctif» в придаточных дополнительных предложениях. Неличные формы глагола: инфинитив, причастия настоящего и прошедшего времени, деепричастие. Основные союзы придаточных предложений. Абсолютный причастный оборот. Сложные формы инфинитива.

На вступительном экзамене поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать умение пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения и научной деятельности.

Поступающий в аспирантуру должен в основном владеть орфографическими, лексическими и грамматическими нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации.

Навыки устной речи

На вступительном экзамене поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать владение подготовленной монологической речью, а также неподготовленной диалогической речью – в ситуации официального общения (в пределах программных требований). Оцениваются содержательность, логичность, связность, смысловая и структурная завершенность, нормативность высказывания, чтение.

Поступающий в аспирантуру должен уметь читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, страноведческие и профессиональные знания.

Перевод

Письменный перевод научного текста по специальности оценивается с учетом общей адекватности перевода, то есть отсутствия смысловых искажений, соответствия норме языка перевода, включая употребление терминов. Оцениваются правильность чтения и адекватность перевода.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ

1. Представляемый поступающим в аспирантуру реферат по специальности выполняется по теме, заданной (согласованной) предполагаемым научным руководителем в соответствии с направлением подготовки в аспирантуре.

2. Реферат состоит из:

  • титульного листа;
  • содержания (оглавления);
  • введения (актуальность темы);
  • разделов и подразделов, включая предмет, цели и задачи собственного исследования, его научно-практическую ценность;
  • списка цитируемой литературы.

3. Объем реферата составляет 25-30 страниц формата A4.

Текст реферата набирается прямым шрифтом Times New Roman, кегль 14pt через 1,5 интервала. Левое поле составляет 3 см, нижнее поле – 2 см, верхнее — 2,5 см, правое 1 см, абзацный отступ – 5 символов.

Заголовки содержания, разделов и подразделов, списка цитируемой литературы выделяются жирным шрифтом.

Номер страницы размещается в верхнем колонтитуле с выравниваем по центру.

Титульная страница не нумеруется, но учитывается при определении номера последующих страниц.

4. При необходимости в тексте могут быть размещены формулы, таблицы и рисунки.

    Подписи к рисункам и таблицам обязательны.

    Рисунки, таблицы и формулы имеют сквозную нумерацию.

5. Порядок расположения цитируемой литературы в списке может быть выполнен либо в порядке упоминания, либо в алфавитном порядке. 

6. Титульную страницу подписывает научный руководитель и поступающий, подготовивший реферат.